Махмут
Ахметович Гареев - генерал армии, президент Академии военных
наук.
Проект
Публикуемые положения военной
доктрины, подготовленные Академией военных наук, обсуждались на
семинаре, проведенном Советом обороны с участием представителей
Генерального штаба и ряда научных учреждений.
Военная доктрина Российской
Федерации, развивая и конкретизируя концепцию национальной
безопасности, определяет систему официально принятых
концептуальных взглядов и положений на противодействие угрозам
оборонной безопасности, предотвращение войн и вооруженных
конфликтов, военное строительство, подготовку страны,
Вооруженных сил и других войск к защите Отечества, на способы
подготовки и ведения вооруженной и других форм борьбы в целях
обороны страны.
Настоящая военная доктрина
Российской Федерации принимается на период до 2005 года. До
истечения этого срока отдельные ее положения могут быть уточнены
в соответствии с изменением характера военных угроз и
складывающейся военно-политической обстановкой. Реализация
положений военной доктрины достигается осуществлением
скоординированных мер политического, экономического,
дипломатического, информационного, правового и военного
характера с участием всех органов государственной власти и
управления, общественных организаций и граждан Российской
Федерации.
I. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ
Россия, стремясь построить
демократическое, правовое государство и утвердиться на
международной арене в качестве великой державы, подтверждает
миролюбие своей политики и оборонительный характер военной
доктрины. Стремление к миру и сотрудничеству со всеми странами и
одновременная готовность и решимость защищать свои национальные
интересы, уважая интересы других, составляет основу российской
военной доктрины.
Российская Федерация
(Россия), поддерживая позитивные изменения в международных
отношениях, намерена всемерно содействовать обеспечению всеобщей
безопасности и прочного мира.
Россия провозглашает
предотвращение вооруженных конфликтов и войн в качестве
приоритетной цели своей внешней политики и обеспечения оборонной
безопасности. Исходя из этого, Россия заявляет, что:
- она будет стремиться решать
все международные вопросы мирными, политическими средствами,
выступая против конфронтационной политики;
- отвергает войну, применение
военной силы или угрозы силой как средство достижение
политических, экономических и других целей;
- придерживается принципов
уважения суверенитета, нерушимости существующих границ,
территориальной целостности государств, невмешательства во
внутренние дела других государств и иных общепризнанных
принципов и норм международного права;
- не считает своим
противником ни одно государство или коалицию государств;
- не имеет территориальных
претензий ни к одному государству.
Оборонительный характер
военной доктрины означает, что Россия не начнет первой военные
действия против какого-либо государства (государств), если
Россия или государство, с которым она связана договорными
обязательствами по совместной (коллективной ) обороне, не станет
объектом вооруженного нападения.
С целью приведения всех
оборонных структур в соответствие с современными
военно-политическими, геополитическими условиями, экономическими
возможностями страны и новыми оборонными задачами в Российской
Федерации будет осуществлена военная реформа, затрагивающая как
государственные структуры, так и Вооруженные силы, другие войска
и предусматривающая сокращение их численности и повышение
экономичности и эффективности обороны страны в целом. Реальная
мощь будет определяться прежде всего не численностью войск, а
высокой управляемостью, совершенством организации, выучкой,
технической оснащенностью. Вооруженные силы и другие войска
станут более компактными, боеспособными, готовыми к гибкому и
решительному применению в ситуациях, когда возникает угроза
интересам национальной безопасности страны и наших союзников в
соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации,
международными договорами.
С учетом этого
предусматривается уточнить задачи Вооруженных сил, других войск
и воинских формирований, обеспечить сопряжение планов их
строительства и подготовки, комплексное применение, повысить
эффективность управления, интегрировать системы технического,
тылового и иных видов обеспечения, капитального строительства,
подготовки кадров и образования.
Одна из важных задач военной
реформы в условиях формирования демократического общества -
усиление роли как государственного, так и гражданского
руководства Вооруженными силами прежде всего ради повышения их
эффективности, более четкого взаимодействия с другими
институтами обеспечения национальной безопасности, наиболее
рационального использования выделенных на нужды обороны и
обеспечения безопасности средств.
Организация руководства
обороной страны
Руководство всей обороной
страны, Вооруженными силами и другими войсками Российской
Федерации в мирное время осуществляет президент Российской
Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами
Российской Федерации - по административной линии через
правительство Российской Федерации и руководителей
соответствующих министерств, оперативное - через Генеральный
штаб Российской Федерации, являющийся основным органом
стратегического управления Вооруженными силами и другими
войсками в интересах обороны страны.
Для наиболее полной
мобилизации и эффективного использования всех имеющихся сил и
средств, централизации руководства всеми государственными
органами и ведомствами в целях обороны страны на военное время
создается Государственный комитет обороны во главе с президентом
Российской Федерации на базе Совета безопасности.
Для стратегического
руководства Вооруженными силами и другими войсками,
привлекаемыми для обороны страны, на военное время создается
Ставка Верховного Главнокомандования на базе Совета обороны и с
опорой на Генеральный штаб в деле стратегического управления
Вооруженными силами и другими войсками.
Военно-штабным органом,
координирующим строительство, подготовку, комплектование,
применение и всестороннее обеспечение Вооруженных сил и других
войск, является Комитет начальников штабов Вооруженных сил и
других войск, возглавляемый начальником Генерального штаба
Вооруженных сил Российской Федерации.
Основными функциями Комитета
начальников штабов являются:
- выработка рекомендаций по
распределению задач по обороне страны между Вооруженными силами
и другими войсками;
- анализ соответствия планов
строительства и применения Вооруженных сил и других войск
задачам обеспечения оборонной безопасности, подготовка
необходимых предложений;
- организация взаимодействия
между Вооруженными силами и другими войсками;
- оценка потребностей войск
Российской Федерации в личном составе, вооружении, военной
технике и материальных средствах в целях сбалансирования их
поставок;
- согласование вопросов,
связанных с организацией управления войсками и органами;
- координация мероприятий
совместной оперативной и боевой подготовки;
- координация подготовки
кадров, развития военной науки.
Решение о передаче всех
полномочий государственной власти Государственному комитету
обороны, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными
силами и другими войсками Российской Федерации - Ставке
Верховного Главнокомандования принимает президент Российской
Федерации с объявлением войны в случае агрессии против России
или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с
незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию
Российской Федерации.
Основным органом управления
коалиционной группировкой войск (сил) является заблаговременно
создаваемое объединенное командование во главе с
Главнокомандующим (командующим), назначенным согласованным
решением высших органов государственной власти стран коалиции. В
состав объединенного командования включаются представители от
вооруженных сил каждого государства.
При совместном выполнении
задач по защите конституционного строя, обеспечению законности и
правопорядка, локализации внутренних вооруженных конфликтов
формированиями Вооруженных сил и других войск Российской
Федерации управление ими осуществляется оперативными группами,
назначенными президентом Российской Федерации и развертываемыми
на подготовленных пунктах управления Генштаба или внутренних
войск МВД РФ.
Взаимодействие Вооруженных
сил с другими войсками, воинскими формированиями и органами
Российской Федерации организуется в соответствии с планом
применения Вооруженных сил Российской Федерации.
Основы единого управления
всеми силами и средствами, привлекаемыми для нужд обороны,
закладываются еще в мирное время. Устанавливаются согласованные
границы военных округов, округов внутренних, пограничных войск,
других войск. По вопросам территориальной обороны все войска и
вооруженные формирования оперативно подчиняются командующим
войсками военных округов (фронтов).
II. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ
Военные угрозы и оборонные
задачи.
Главными источниками и
причинами возможного осложнения военно-политической обстановки
остаются социально-политические, экономические, территориальные,
религиозные, национально-этнические и другие противоречия между
различными регионами и государствами. Но изменились формы и
масштабы проявления этих противоречий.
После окончания холодной
войны со снижением напряженности глобальной конфронтации между
двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками наиболее
острые противоречия переместились на региональные,
межгосударственные уровни. Поэтому в обозримой перспективе
становится маловероятной не только мировая война, но и
уменьшается опасность крупномасштабной агрессии против России с
применением ядерного и обычного оружия.
Вместе с тем становление
многополюсного мира, основным условием стабильного существования
которого является учет баланса интересов различных стран и
регионов, происходит сложно и противоречиво. Обострение борьбы
за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и
усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия,
образование в важнейших регионах новых центров силы, возросшая
экономическая и политическая роль транснациональных объединений,
стремление некоторых держав занять на международной арене
доминирующее положение и проводить политику диктата, попытки
ряда государств укреплять свою безопасность в ущерб другим
странам, воспрепятствовать интеграционным процессам между
Россией и другими странами СНГ, разрешать международные
противоречия путем применения военной силы - делают все эти
новые факторы опасными для безопасности Российской Федерации и
могут перерасти в явные военные угрозы.
Первая группа угроз - это
долгосрочная политика определенных международных сил и держав,
направленная на лишение России независимости, подрыв ее
экономических и других интересов, подрыв изнутри и изоляцию,
территориальные претензии к ней, подогревание и поддержку извне
сепаратизма, терроризма, внутренних конфликтных ситуаций,
попытки использовать их для вмешательства во внутренние дела
России, подавление прав, свобод и законных интересов граждан
Российской Федерации и соотечественников в зарубежных странах и
другие акции, ущемляющие национальные интересы России. Зоны с
конфликтными ситуациями в районах, прилегающих к территории
Российской Федерации, сохраняют потенциал потрясений, которые
наряду с прозрачностью границ, неконтролируемостью потоков
оружия и боеприпасов, неуправляемыми миграционными процессами
непосредственно затрагивают безопасность России. Все это может
вызвать вооруженные конфликты, локальные войны и другие
агрессивные действия против России.
Вторая и самая большая угроза
- это конечная предназначенность ядерного оружия ряда стран,
имеющих такое оружие, против России, распространение ядерного
оружия и других видов оружия массового поражения.
Третья группа угроз -
продолжающаяся в мире гонка по качественному совершенствованию
вооружений, стремление ведущих держав сделать рывок к созданию
качественно нового оружия последующих поколений и добиться
доминирующего военно-технического превосходства.
Россия будет рассматривать
как непосредственную военную угрозу ввод иностранных войск на
территорию сопредельных стран и наращивание группировок войск
(сил) у ее границ.
Все эти угрозы будут
переплетаться и в зависимости от изменения международной
обстановки в мире и важнейших регионах проявляться в различных
формах и комбинациях расстановки военно-политических сил.
С учетом существующих и
потенциальных угроз главными целями оборонной политики являются:
защита национальных интересов России, обеспечение условий для
закрепления позиций великой державы, сохранение территориальной
целостности государства, обеспечение, национального
суверенитета, неприкосновенности государственных границ на
сухопутном, воздушном и морском пространствах, обеспечение
стратегических интересов путем поддержания мира и стабильности
на территории страны и прилегающих к ней зонах жизненных
интересов России, защита населения страны. В случае
возникновения вооруженных конфликтов или развязывания войны
агрессором -нейтрализация или ликвидация конфликтов, отражение
агрессии, нанесение поражения агрессору и создание условий для
скорейшего прекращения военных действий.
Для осуществления этих целей
от российского государства требуется решение следующих оборонных
задач:
- противодействие
соответствующим политическим, экономическим, идеологическим,
психологическим, информационным,
разведывательно-контрразведывательным, террористическим и прочим
акциям других государств, направленным на подрыв национальной
безопасности России, максимально полное использование всех
невоенных средств для обороны страны;
- стратегическое ядерное
сдерживание возможного ядерного нападения и агрессии против
России;
- первоочередная готовность к
решению военных задач в ходе возникающих вооруженных конфликтов
и локальных войн. При этом необходима готовность к ведению
военных действий в одном-двух вооруженных конфликтах и одной
локальной войне. Одновременно требуется мобилизационная
готовность к отражению крупномасштабной агрессии в региональных
войнах, непосредственной угрозы которых пока нет, но полностью
ее исключить нельзя.
Они могут возникнуть и в
результате разрастания ряда сравнительно малых конфликтов.
ЗадаЧи Вооруженных сил и
других войск в мирное время
На Вооруженные силы в решении
перечисленных выше оборонных задач возлагается:
- своевременное вскрытие во
взаимодействии со Службой внешней разведки и другими ведомствами
назревающих военных угроз, конфликтов и возможного готовящегося
вооруженного нападения на Российскую Федерацию, ее союзников и
предупреждение о них высшего руководства страны;
- содействие мероприятиям
государственных органов по противодействию
информационно-психологическим и иным подрывным акциям других
стран, направленных против Российской Федерации;
- поддержание должной
боеспособности, боевой и мобилизационной готовности органов
управления и войск (сил).
Первостепенное внимание при
этом должно уделяться:
- поддержанию стратегических
ядерных, космических и других сил и средств, обеспечивающих их
боевое применение в готовности, гарантирующей нанесение
неприемлемого ущерба любому агрессору;
- обеспечению постоянной
готовности сил и средств, предназначенных для прикрытия от
ударов с воздуха и космоса важнейших объектов страны,
Вооруженных сил и других войск;
- поддержанию сил общего
назначения армии и ВМФ в готовности, обеспечивающей решение
задач военных конфликтов и локальных войн, а также своевременное
отмобилизование и развертывание для решения задач в региональной
крупномасштабной войне;
- надежной охране
государственной границы в воздушном пространстве и подводной
среде во взаимодействии с пограничными войсками;
- развитию военной науки,
военного искусства и совершенствованию способов применения
Вооруженных сил с учетом перспектив развития характера
вооруженной борьбы .
Вооруженные силы и другие
войска Российской Федерации могут также привлекаться для:
- выполнения
представительских функций и поддержки политических акций
российского руководства;
- участия в международных
акциях военного и гуманитарного характера;
- ликвидации последствий
стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, при эпидемиях,
эпизоотиях и оказания помощи пострадавшему населению;
- обеспечение безопасности
судоходства в кризисных и опасных для плавания районах
прилегающих морей и Мирового океана, защиты экономической
деятельности в континентальном шельфе и международных водах, а
также защита от морского пиратства;
- освобождение заложников -
российских граждан, захваченных на территории другого
государства;
- эвакуация российских
граждан, оказавшихся в зоне военных действий на территории
другого государства.
Кроме того, на Вооруженные
сил могут быть возложены задачи помощи Пограничным войскам в
охране государственной границы, морских коммуникаций в
территориальных водах; Внутренним войскам - в охране и обороне
важных государственных объектов и закрытых
административно-территориальных образований.
Действия Вооруженных сил и
других войск по предотвращению и пресечению внутренних
конфликтов.
Основными внутренними
источниками военных угроз, для противодействия которым могут
быть использованы Вооруженные силы и другие войска Российской
Федерации, могут быть:
- противоправная деятельность
националистических, сепаратистских, других организаций,
направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в стране,
нарушение ее территориальной целостности и осуществляемая с
использованием вооруженного насилия;
- попытки насильственного
свержения конституционного строя, дезорганизации
функционирования органов государственной власти и управления;
- нападения на объекты
ядерной энергетики, химического, биологического производства и
другие потенциально опасные объекты;
- создание незаконных
вооруженных формирований;
- рост организованной
преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих
безопасности граждан и общества;
- нападения на арсеналы,
склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную,
специальную технику и имущество, организации, учреждения и
структуры, имеющие штатное оружие с целью его захвата;
- незаконное распространение
на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и других средств, осуществление диверсий и
террористических актов, а также противоправный оборот
наркотиков.
В пресечении внутренних
вооруженных конфликтов главная роль отводится органам и
внутренним войскам Министерства внутренних дел России. Для
оказания им помощи могут привлекаться формирования Вооруженных
сил и других войск Российской Федерации, воинские формирования и
органы.
Задачи Вооруженных сил и
других войск в военное время
В военное время Вооруженные
силы и другие войска выполняют задачи согласно плану применения
Вооруженных сил Российской Федерации, поставленные Верховным
Главнокомандованием в соответствии со складывающейся
обстановкой.
Основными задачами
Вооруженных сил являются:
- частичное или полное
стратегическое развертывание в рамках государственных
мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение;
- отражение ударов противника
с воздушно-космических, сухопутных и морских направлений и
ведение военных действий совместно с вооруженными силами союзных
государств с целью разгрома вторгшихся группировок противника и
восстановления целостности территории страны;
- поддержание ядерных сил и
средств обеспечения их боевой устойчивости в готовности,
гарантирующей нанесение неприемлемого или заданного ущерба
агрессору в любых условиях и применение их по особому решению
Верховного Главнокомандования.
Другие войска, воинские
формирования и органы организуют подготовку органов управления и
войск к совместным действиям с Вооруженными силами по обороне
страны и участвуют в отражении агрессии против Российской
Федерации в соответствии с планом применения Вооруженных сил и
возложенными на них задачами.
Применение Вооруженных сил и
других войск Российской Федерации осуществляется для решения
оборонных задач в соответствии с Конституцией, "Законом об
обороне" и другими нормативными актами Российской Федерации.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЕННОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
Россия намерена иметь
сравнительно небольшие по составу мобильные Вооруженные силы и
другие войска, рационально организованные и хорошо технически
оснащенные, способные решать перечисленные выше оборонные
задачи. Интересы обороны требуют создания сбалансированной
ракетно-ядерной, воздушно-космической, сухопутной и
военно-морской мощи государства.
Сложившаяся
военно-политическая обстановка делает возможным, а экономическое
положение страны на данном этапе требует максимально возможного
сокращения Вооруженных сил, других силовых структур и вместе с
тем их преобразования с целью придания им нового облика,
соответствующего характеру нового российского общества и
государства, повышения качественных параметров их боеспособности
и боевой готовности.
Основные принципы
строительства Вооруженных сил и других войск Российской
Федерации:
- подконтрольность органов
военного управления и должностных лиц высшим органам
государственной власти и установление гражданского контроля над
всеми силовыми ведомствами;
- преданность военнослужащих
конституционному долгу и верность военной присяге;
- централизация военного
управления и единоначалия на правовой основе;
- всемерная
профессионализация Вооруженных сил и других войск, постепенный
переход от системы призыва по всеобщей воинской обязанности к
контрактной системе, их комплектования по мере создания для
этого материальных условий и необходимой инфраструктуры;
- соответствие
организационно-штатной структуры, состава и численности
Вооруженных сил и других войск возлагаемым на них задачам,
международным обязательствам, а также финансово-экономическим
возможностям Российской Федерации;
- постоянная боевая
готовность к выполнению возложенных задач, способность к
своевременному наращиванию боевой мощи Вооруженных сил и других
войск адекватно возрастанию военной угрозы;
- согласованное боевое
применение, управление и материально-техническое обеспечение
Вооруженных сил и других войск Российской Федерации на основе
единой территориальной системы;
- соблюдение общегражданских,
политических прав и свобод военнослужащих и членов их семей,
социальная защищенность военнослужащих и лиц, уволенных с
военной службы;
- недопущение в соответствии
с законодательством деятельности в Вооруженных силах и других
войсках политических партий, организаций и объединений.
Организационную и видовую
структуру Вооруженных сил совершенствовать исходя из того, что
все виды ВС и рода войск (сил) должны быть готовы совместными
усилиями решать важнейшие оперативно-стратегические задачи,
взаимно дополняя друг друга. Поэтому основным направлением
строительства Вооруженных сил будет максимально возможная
интеграция видов Вооруженных сил, других войск и систем
управления ими.
Состав, боевая способность и
готовность группировок войск на важнейших стратегических
направлениях должны обеспечивать решение задач в локальных
конфликтах, как правило, силами одного военного, пограничного
округа и округа внутренних войск при определенном участии сил и
средств других видов ВС (флота - на приморском направлении, ВВС,
войск ПВО и других сил).
Для выполнения военных задач
в вооруженных конфликтах и локальных войнах регионального
масштаба может потребоваться привлечение войск (сил) нескольких
расположенных на данном стратегическом направлении военных
округов, других войск при участии космических средств, ВВС, ПВО,
ВМФ, ВДВ и других специальных войск, а в ряде случаев и
стратегических резервов с других направлений и из глубины, а
также частичное мобилизационное развертывание дополнительных
частей и соединений.
При возникновении
крупномасштабной агрессии требуется готовность задействовать
Вооруженные силы и другие войска в полном составе, стягивать
силы и средства со всех направлений, провести мобилизационное
развертывание дополнительных формирований.
Основная часть такой войны
будет вестись усилиями всего народа с мобилизацией всех
экономических возможностей, людских и иных ресурсов, подчинив
интересам защиты Отечества все имеющиеся силы и средства.
Система обороны страны
строится на принципе "стратегической мобильности с опорой на
ядерное сдерживание". Она основывается на своевременном
наращивании группировок сил общего назначения на угрожаемых
направлениях адекватно уровню военной угрозы путем
перегруппировки войск (сил) из других районов, а также на основе
частичного или полномасштабного стратегического развертывания
Вооруженных сил и других войск.
Возможный характер
вооруженной борьбыи способов применениЯ вооруженных сил и других
войск
На современном этапе развития
военно-политической обстановки наиболее вероятными и
затрагивающими жизненно важные интересы России могут быть
вооруженные конфликты, локальные и региональные войны в
Юго-Восточной Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке,
Центральной и Юго-Восточной Азии.
Новый характер войн и
способов ведения вооруженной борьбы требует существенного
обновления военной науки и военного искусства, форм и способов
вооруженной борьбы. В зависимости от характера войн (конфликтов)
основными формами применения Вооруженных сил и других войск в
целях обороны страны могут быть:
- стратегическое
развертывание (отмобилизование, оперативное развертывание и
перегруппировка резервов) - частичное для локальных войн и
полное - для крупномасштабной войны;
- применение Вооруженных сил
в вооруженных конфликтах и локальных войнах. В зависимости от
масштаба конфликта локальной войны могут проводиться боевые
действия и операции соединений, предназначенных для немедленного
реагирования и войск прикрытия во взаимодействии с ВВС, войсками
ПВО и ВМС в континентальных стратегических районах и
направлениях, боевые действия и операции по отражению воздушного
нападения противника, воздушные операции ВВС, боевые действия и
операции военно-морских сил, участие в ликвидации внутренних
конфликтов и проведении миротворческих операций. В локальных
войнах не исключена возможность ограниченного применения
ядерного оружия;
- применение Вооруженных сил
в крупномасштабной войне, в ходе которой может осуществляться
стратегическое сдерживание силами стратегических ядерных
(наступательных) сил, воздушные и противовоздушные операции по
разгрому воздушно-космических средств противника и отражению их
нападения с участием всех видов Вооруженных сил, операций и
общевойсковых объединений на континентальных ТВД, операции и
боевые действия на морских и океанских ТВД.
Началу крупномасштабной войны
может предшествовать угрожаемый период. В это время или в случае
внезапного нападения агрессора с началом военных действий может
осуществляться стратегическое развертывание Вооруженных сил и
других войск, отмобилизование и перевод страны на военное
положение.
В военно-стратегических
аспектах военной доктрины учитывается также, что для
современного военного противоборства характерно значительное
повышение роли и значения так называемых непрямых стратегических
действий.
В современных условиях
"непрямые" стратегические действия могут выражаться прежде всего
в политических усилиях по предотвращению войн и военных
конфликтов. На этом этапе кроме политических мер важное значение
могут иметь широко применяемые в последнее время экономические
санкции, морская, воздушная и наземная блокада путей сообщения,
демонстрация силы, выделение миротворческих сил для разъединения
сторон и другие способы действий.
Возросшая дальнобойность,
мощность оружия и высокая мобильность войск (сил) делают
особенно опасными ставку агрессора на упреждающие действия и
нанесение первого удара. Поэтому предъявляются повышенные
требования к постоянной боевой готовности Вооруженных сил и
других войск.
При отражении агрессии (когда
ее не удается остановить другими путями) Вооруженные силы должны
быть готовы вести активные и решительные действия до полного
разгрома агрессора.
В ходе крупномасштабной войны
для разгрома крупных группировок противника могут потребоваться
длительные и напряженные усилия всех видов Вооруженных сил,
проведение ряда последовательных операций и сочетание различных
способов вооруженной борьбы.
Войска необходимо обучать как
оборонительным, так и наступательным действиям с использованием
всего арсенала военного искусства.
Причем и при оборонительном
характере военной доктрины нельзя исключать и такого варианта,
когда в случае явной угрозы агрессии при хорошо поставленной
разведке и заблаговременном принятии решения на стратегическое
развертывание может оказаться целесообразным осуществление
немедленного перехода в ответное наступление с началом агрессии
противника.
Решающие сражения будут
одновременно происходить на земле, на море, в воздухе. Операции
и боевые действия будут носить объемный воздушно-наземный
характер, когда огневые и электронные удары наземными и
авиационными средствами по всей глубине расположения противника
будут сочетаться с многократной высадкой и проникновением в
глубину обороны противника аэромобильных частей, осуществлявших
удары не только с фронта, флангов, но и о разных направлений в
тылу противника. В целом операции и боевые действия будут носить
высокоманевренный характер, развиваться стремительно без наличия
сплошных фронтов или лишь при временной их стабилизации.
Быстрое развитие передовых
технологий увеличивает военно-технический разрыв между
государствами. Поэтому военное искусство должно быть рассчитано
не только на вооруженную борьбу примерно равных в техническом
отношении противников, но и на разный уровень их технического
оснащения.
Роль и место ядерного оружия
в обороне Российской Федерации.
Цель политики Российской
Федерации в области ядерного оружия - устранение опасности
ядерной войны, которая чревата катастрофическими последствиями
для человечества и победителей в которой не будет.
Вместе с тем в условиях,
когда опасность применения ядерного оружия не устранена, военная
доктрина России исходит из необходимости сохранения своего
ядерного потенциала в пределах, установленных международными
договорами, рассматривая ядерное оружие как средство
стратегического сдерживания. Российская Федерация заявляет о
своей решимости осуществлять его полномасштабное или
ограниченное применение с целью пресечения ядерного нападения
или отражения агрессии против нее. В случае развязывания
агрессии против России и возникновения серьезных угроз для ее
безопасности она может оказаться вынужденной первой применить
ядерное оружие против агрессора.
Факторами, повышающими
опасность перерастания войны с применением обычных средств
поражения в ядерную, могут стать также преднамеренные действия
агрессора, направление на уничтожение или нарушение
функционирования стратегических ядерных сил, системы
предупреждения о ракетном нападении, объектов ядерной
энергетики, атомной и химической промышленности.
Исходя из этих принципиальных
установок и реальных угроз, будут осуществляться ядерное
планирование, отрабатываться действия Вооруженных сил по
нанесению ядерных ударов и защите войск (сил) от оружия
массового поражения.
В соответствии с
договоренностями с другими ядерными державами Россия готова
осуществлять отказ от непосредственного нацеливания ядерных
ударов на объекты, сокращение боевого дежурства, введение
дополнительных мер доверия и взаимного контроля на пунктах
управления и из космоса и другие меры по снижению ядерной
опасности.
Россия не будет стремиться к
достижению паритета в развитии стратегических ядерных сил,
однако она будет поддерживать ядерный потенциал, необходимый для
нанесения гарантированного неприемлемого или заданного ущерба
вероятному агрессору, с целью вынудить его к отказу от
продолжения агрессии.
Россия не будет применять
ядерное оружие против стран, не имеющих такое оружие, если они
не выступают против нашей страны в союзе с ядерными державами.
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ
Основой обороны и
технического оснащения Вооруженных сил, других войск является
экономическая мощь страны. Российское государство будет
принимать необходимые меры для развития экономики и прежде всего
передовой технологии с целью обеспечения сбалансированных
экономических возможностей и необходимого уровня достаточной
обороны.
Прежде всего в руководстве
развитием вооружений и научно-исследовательских работах важно не
вступать в намечаемое другими странами русло гонки вооружений, а
стремиться избрать соответствующий экономическим возможностям
страны и стратегическим целям путь, отстаивать выгодные для
России условия борьбы за военно-технические приоритеты.
Особое значение приобретает
недопущение распыления сил и ресурсов в стремлении развивать все
виды оружия и техники, которые есть или могут быть у других
армий. В необходимых случаях будет целесообразно пойти на
известный риск и перескочить через некоторые поколения оружия,
добиться действительно решительной концентрации
научно-технических и производственных усилий на разработке тех
видов оружия, которые будут иметь решающее значение и
нейтрализуют или сорвут долгосрочные программы других стран по
завоевании военного превосходства.
Учитывая реальные
экономические условия и военно-политическую обстановку, в
ближайшие 4-5 лет сосредоточиться на решении задачи создания
необходимого для перевооружения армии и флота
научно-технического и технологического задела. Необходимы
первоочередное финансирование НИОКР, опережающее развитие
фундаментальных и прикладных исследований и
опытно-конструкторских разработок, позволяющих своевременно и
эффективно реагировать на возникающие военные угрозы и
военно-технические прорывы, упреждающее оперативное,
научно-техническое и экономическое обоснование требований к
вооружению, военной, специальной технике и имуществу. В развитии
вооружений основной упор сделать на создание не отдельных видов
оружия, а систем вооружения. Современные условия таковы, что
возможности даже самого совершенного оружия, самых оснащенных
группировок войск, военно-воздушных и военно-морских сил удается
наиболее полно реализовать, когда они интегрируются в единые
боевые системы с высокоразвитыми организованностью,
наблюдаемостью, управляемостью, скрытностью и точностью боевого
применения. Основные усилия в вооруженной борьбе будут
направлены не на физическое уничтожение каждой единицы оружия, а
на разрушение их единого информационного пространства,
источников интеллекта, каналов навигации, наведения и систем
связи управления в целом. На основе положений военной доктрины
(после ее принятия) подготавливаются актов, правовых,
законодательных основ, разрабатываются планы военного
строительства, программа военной реформы, уставные и другие
документы по оборонным вопросам в соответствующих
государственных органах и оборонных ведомствах. |